Преображенская церковь в Больших Вяземах была построена в 1590-х гг. Этот храм – не только выдающийся по архитектуре, но и с очень непростой судьбой. Построенный в вотчине Бориса Годунова и по его личному заказу, он был освящен в честь Святой Троицы, но уже в начале XVII века Большие Вяземы были заняты польскими войсками под предводительством Лжедмитрия I, а в храме разместили конюшню. Еще в XX веке реставраторы обнаруживали на стенах храма польские надписи. При новом владельце усадьбы, Б.А.Голицыне, храм переосвятили в честь Преображения Господня; впервые так она названа в документах 1702г. Примечательно то, что при Борисе Алексеевиче, горячем поклоннике барокко, центральная глава храма была украшена белокаменной резной барочной короной. Высокий четырехстолпный пятиглавый храм стоит на высоком подклете и с трех сторон окружен открытыми галереями с арочными проемами. В архитектуре храма соединились черты древнерусского зодчества XVI века и композиционные приемы, получившие развитие в постройках XVII века. До уровня закомар храм сложен из белого камня, верхняя часть – кирпичная. Изначально здание имело позакомарное покрытие лемехом – деревянными «чешуйками», – при реставрации в 1880-х гг. замененное на простое четырехскатное железное. Сейчас форма покрытия храму возвращена, хотя и без лемеха, а с более практичным листовым железом. Приделы увенчаны «огненными» кровлями с тремя ярусами кокошников. Фасады храма разделены лопатками на три части, каждая из которых завершается закомарой. Узкие окна, растесанные в конце XIX века, вновь обрели прежнюю форму при последней реставрации. Они обрамлены широкими арочными нишами. Ряд мелких арочек украшает и каждый барабан, так же, как и стены, разделенный небольшими лопатками и узкими окнами на части. Вообще «арочный» декор – главная черта украшений храма, придающая ему устремленность вверх и удивительную при столь огромном размере стройность и статность. При храме, в одно время с ним, была выстроена оригинальная двухъярусная звонница на высоком основании, близкая по типу к псковским образцам и совершенно нехарактерная для средней полосы России. При этом она отличается от своих массивных тяжеловесных северных прообразов бóльшей легкостью и изяществом форм. В середине XIX века звонница оказалась под угрозой обрушения: она сильно накренилась вперед. Исправить это смогли только реставраторы во второй половине XX века, и сейчас плоскость звонницы лишь слегка клонится в сторону церкви, не рискуя упасть. В 1880-х годах около храма была выстроена новая колокольня, призванная заменить старую обветшавшую звонницу. Эта колокольня была разобрана в советское время. Храм обнесен каменной оградой XIX века, возле которой, со стороны апсид, похоронен брат А.С.Пушкина – Николай. Арочная форма ограды идеально гармонирует с декором церкви. Голицыно и Большие Вязёмы их окрестности #Голицыно #ВяземыБольшиеМалые